- В следующем году «Новошип
Тренинг» отметит свое десятилетие, но, строго говоря, его работа началась
значительно раньше – примерно 25 лет назад, когда при Новороссийском
пароходстве были основаны учебно-курсовой комбинат и тренажерный центр. Это
были одни из первых в России учебных заведений для переподготовки
профессиональных моряков.Получается, вопрос обновления лицензии
для вас должен быть рутинным.
- Каждый раз лицензирование – это
сложная и ответственная задача для команды центра. Вводятся новые виды
подготовок (сейчас их у нас более ста), вступают в силу новые нормативные документы,
и нужно снова и снова доказывать свою компетентность. В нашей стране и
государственные, и негосударственные учебные центры должны получать
определенные комплекты лицензий, чтобы иметь право заниматься образовательной деятельностью.
Разрешение на подготовку экипажей морских судов выдает Росморречфлот.
Служба морской безопасности выпускает
сертификат соответствия центра международным требованиям по заявленным видам
подготовки. Проверяется всё, начиная от оборудования и заканчивая качеством
услуг. Этот сертификат позволяет проводить теоретические курсы подготовки с
использованием грузобалластных тренажеров и тренажера грузового танка. Помимо
этого отдельно лицензируется подготовка плавсостава на навигационных тренажерах
и тренажере ГМССБ. Общеобразовательная деятельность УТЦ регламентируется
лицензией Министерства науки и образования.
Недавно вышли новые приказы
Минтранса России: №62 (о лицензировании всех учебных заведений в сфере транспорта) и
№32 (о лицензировании тренажерных центров, которые не относятся к
государственным морским учебным заведениям).
Согласно последнему и проходило
наше освидетельствование. Приказом Росморречфлота была создана комиссия: по
одному представителю от Службы морской безопасности и Морской Администрации
порта Новороссийск, а также два представителя Государственного морского
университета им. адмирала Ф.Ф.Ушакова. Председателем комиссии также стал
эксперт из ГМУ. Учитывая, что университет имеет свой современный тренажерный центр,
который также оказывает услуги на рынке подготовки моряков, можно представить,
как строго оценивали нас.
- На что обратили особое внимание?
- Фокусной темой в ходе этой проверки
стали недавно введенные подготовки по Международному кодексу ОСПС, который обязывает
обучать всех моряков охране судов и портовых средств. Это требование вступает в
силу с 1 января 2014 года, то есть за этот год предстоит обучить всех моряков
группы компаний СКФ, живущих в нашем регионе.
- Манильские поправки к ПДНВ
вступили в силу, но до 2017 года будет продолжаться переходный период. Какой
смысл в освидетельствовании на соответствие требованиям поправок в начале 2013
года?
- Продолжая выдавать моряку
сертификат старого образца, учебное заведение ограничивает его работу четырьмя
годами. Получив новую лицензию, мы начали выдавать полноценные пятилетние
сертификаты. Отмечу и еще одно новшество – теперь сертификаты печатает в Москве
Служба морской безопасности от имени Росморречфлота. Раньше это были рекомендованные
типографии. Таким образом, ужесточается контроль государства флага за выдачей
сертификатов. Кроме этого, некоторые сертификаты необходимо подписывать у
капитана порта. Нужна ли такая бюрократическая цепочка или проще передать эти
функции учебным центрам, как во всем мире? Вопрос пока в стадии обсуждения.
- Ваш учебный центр регулярно
проверяют не только органы лицензирования. Кто еще контролирует качество работы
центра?
- «Новошип Тренинг»
сертифицирован международным классификационным обществом DNV по стандарту ISO 9001
(«Менеджмент качества»). DNV проводит ежегодные подтверждающие аудиты. Новошип
также проверяет нас каждый год по системе управления качеством. Несколько раз в
год центр посещают представители ойл-мейджеров. Только за последнее время у нас
побывали представители компаний Shell, Statoil, ExxonMobil, BP. Не преувеличу,
если скажу, что нам необходимо поддерживать мировой уровень тренинга. Продемонстрировав
это членам комиссии Минтранса и показав оборудование центра, мы без особого
труда сняли с повестки большинство стандартных вопросов о качестве подготовок. Но
основная оценка нашей работы происходит на флоте.
Навигационная безопасность всегда
была фокусом подготовок в тренажерных центрах, но многие забывают, что большое количество
происшествий имеют технический характер. С учетом этого наша уникальная программа
обучения поиску и устранению неисправностей в машинном отделении, созданная с
участием специалистов Новошипа, позволила нашим механикам проходить аварийные
ситуации на тренажере и закреплять свои навыки, предотвращающие реальные происшествия.
Статистика технических инцидентов подтверждает правильный выбор компании. Также
с тех пор, как в рамках танкерных подготовок была внедрена подготовка к
веттинг-инспекциям, средний уровень замечаний на инспекцию в компании снизился
и стал одним из лучших в индустрии.
Такой глубокий контроль
эффективности тренинга доступен только тем учебным центрам, которые работают в структуре судоходных
компаний. У нас более 30 договоров со сторонними клиентами, и 40-50% слушателей
центра представляют других судовладельцев, но в своей работе мы ориентируемся
на потребности Новошипа и группы СКФ.

Прямая связь тренинга с практикой
– наш приоритет. Тонкостям работы на флоте невозможно обучать по общепринятым
учебникам. Используя действующие процедуры СУБ компании, мы максимально
приближаем процесс обучения к реальной работе на флоте.
- Какие достижения 2012 года в
«Новошип Тренинге» считают основными?
- В прошлом году в УТЦ «Новошип Тренинг»
было обучено более пяти тысяч человек. Для нас это символический рубеж, условная
высота, которую мы взяли. И хотя мы не ставим знак равенства между количеством и
качеством, востребованность наших услуг о многом говорит.
Также важным событием прошедшего
года мы считаем введение так называемого «type specific training» - тренинга на
оборудовании ЭКНИС определенного типа. В недалеком будущем вступит в силу новое
требование, которое будет обязывать судоводителей проходить обучение на той
системой электронной картографии, с которой он будет работать на судне. Пока я
не слышал о том, что какой-то еще тренинг-центр в нашей стране этим занимается.
Это требование еще не вступило в
силу, но при прохождении веттинг-инспекций уже фиксируются дополнительные
замечания, что портит общую статистику и в конечном итоге может повлиять на
отфрахтовку судов. Среди сторонних клиентов этот вид тренинга также очень
востребован, так как им раньше приходилось для этого отправлять моряков за
границу.
- Как складывается взаимодействие
с коллегами из Санкт-Петербурга?
- Мы уже около двух лет
сотрудничаем со специалистами из Совкомфлота, ответственными за этот проект – с момента появления
идеи создания УТЦ в питерской штаб-квартире СКФ. Теперь, когда центр готовится
принять первых слушателей, наше взаимодействие выходит на новый уровень, и мы по-прежнему
готовы оказывать коллегам из Северной столицы любое необходимое содействие.
Сейчас новый УТЦ СКФ в Санкт-Петербурге
должен пройти процедуру лицензирования, подобную той, которая завершилась у нас.
Мы желаем нашим коллегам успеха и с нетерпением ожидаем момента, когда сможем
приступить к налаживанию системы совместных тренингов.
- А с тренинг-центром «Ушаковки»
вы сотрудничаете?
- Мы специализируемся на высокотехнологичном
тренинге, а весь базовый тренинг передали нашим коллегам из ГМУ имени адмирала
Ф.Ф. Ушакова. Есть точки соприкосновения и обмена новой информацией, мы
используем богатый теоретический потенциал университета. Думаю, что они также
удовлетворены нашими добрососедскими отношениями.
userfiles/144050242013SCF_Newsletter_April_2013.pdf